Почему незаконная оптимизация опасна для налогоплательщиков?

Напечатана в газете Первая полоса №09 (048) за октябрь 2013г.
 

- налоговые проверки,

- доначисление налогов

- клеймо недобросовестного налогоплательщика

- административная и уголовная ответственность

Тема налоговой оптимизации с использованием фирм-однодневок не теряет своей актуальности. Появившись в 90-е годы это явление до сих пор является самым распространенным способом налоговой оптимизации. Именно массовость и обыденность использования «буферных компаний» вселяет в налогоплательщиков надежду, что при правильном оформлении документов результатом такого сотрудничества будет только экономия на налогах. Предприниматели не принимают во внимание, что сегодня налоговые органы выработали аналитические подходы, позволяющие эффективно выявлять и доказывать получение необоснованной налоговой выгоды.

Что же такое фирма-однодневка? ФНС России в письме от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84 указала, что под «фирмой-однодневкой» следует понимать юрлицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т. п. В письме от 24 мая 2011 г. № СА-4-9/8250 ФНС России рекомендовала переносить ответственность за сотрудничество с «фирмами-однодневками» на их законопослушных контрагентов, которые ведут реальную хозяйственную деятельность. Это связано с тем, что «однодневки» в большинстве случаев не обладают никакими денежными средствами и другими активами, соответственно взыскать с них долги по налогам практически невозможно. В результате добросовестным налогоплательщикам, среди контрагентов которых могут оказаться фирмы-однодневки отказывают в списании расходов и в вычете НДС.

Выездные налоговые проверки сегодня начинаются с анализа деятельности налогоплательщика, движения по расчетным счетам с целью выявления фирм-однодневок. Ещё до выхода на проверку сотрудники налоговых органов располагают всей необходимой информацией для доначисления организации налогов. При выходе на предприятие им остается только проверить указанные в предпроверочном анализе данные, провести необходимые мероприятия налогового контроля с целью сбора доказательственной базы по выявленным нарушениям.

Хотим поделиться опытом наших клиентов, поставщики которых работали через фирмы-однодневки. К нам обратилась небольшая компания, занимающаяся утилизацией отходов. В ходе выездной налоговой проверки инспекторами было обнаружено использование фирм-однодневок, в акте налоговой проверки из расходов исключалось около 75% от себестоимости, соответственно были доначислены налог на прибыль, НДС, штрафы и пени – сумма санкций оказалась для этой компании просто «неподъемная.» При чем инспекторы не затратили для проведения этой проверки много времени и сил. Однодневки, которыми пользовались наши клиенты, оказались хорошо известны налоговым инспекторам. У этих контрагентов присутствовали все известные признаки фирм- однодневок, у проверяющих имелись почерковедческие экспертизы и протоколы допросов номинальных руководителей с «чистосердечным признанием». Скорее всего эта компания, имеющая на балансе основные средства и земельные участки попала в выборку для проведения выездной проверки при анализе расчетных счетов фирм-однодевок. Помочь клиенту в споре с ИФНС помогло доказательство реальности оказанных услуг, проявление должной осмотрительности при заключении договора с клиентом, а также указание на недочеты в доказательной базе, собранной ИФНС.

Чтобы избежать налоговых санкций при выявлении среди поставщиков фирм-однодневок, необходимо доказать, что при выборе контрагента была проявлена должная степень осмотрительности (постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 200 г. № 53). Для этого на стадии подписания контракта необходимо сформировать пакет документов.

Желательно собрать данные о контрагенте из общедоступных источников - средств массовой информации, интернета , информацию о судебной истории контрагента можно узнать с помощью справочно-правовых систем, где опубликована большая часть судебных решений. Это позволит получить представление о статусе интересующей организации и даст возможность узнать, не лежит ли на ней клеймо недобросовестности. Кроме того, проверить на официальном портале ФНС России www.nalog.ru все доступные сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также ссылка на адреса массовой регистрации, перечень дисквалифицированных руководителей . Всю найденную информацию необходимо распечатать. В налоговой инспекции можно заказать выписку из ЕГРЮЛ. Обычно для судов получения выписки из ЕГРЮЛ достаточно, чтобы признать, что компания проявила должную осмотрительность (постановления Президиума ВАС РФ от 1 февраля 2011 г. № 10230/10, ФАС Поволжского округа от 17 мая 2012 г. № А65-21743/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2012 г. № А27-5321/2011, ФАС Московского округа от 6 февраля 2012 г. № А40-114478/10-127-578).

Из письма ФНС России от 17.10.2012г. № АС-4-2/17710 по мнению контролеров, чтобы подтвердить должную осмотрительность, организация может попросить у контрагента подтверждение полномочий представителя (его паспорт), убедиться в наличии у контрагента производственных или торговых площадей, транспорта, оценить способность контрагента выполнять обязательства в установленные сроки, оценить платежеспособность контрагента и ликвидность его активов.

Выполнение вышеуказанных рекомендаций конечно же требует дополнительных трудозатрат, но к сожалению, таковы сегодняшние реалии ведения бизнеса в нашей стране.

На практике безопаснее составить справку, где отразить все сведения о контрагенте, полученные из всех доступных источников (интернет, налоговый орган, сам контрагент).

Что же касается организаторов фирм-однодневок, то их деятельность становится все более рискованной. Новейшие законодательные акты доказывают решимость государства последовательно бороться с этим злом. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 419-ФЗ установлена уголовная ответственность за незаконное образование юридического лица через подставных лиц и использование для этой цели документов. Расследование действий по созданию фирм-однодневок отнесено к компетенции органов внутренних дел (дополнена ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

За образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц грозит:

- штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года;

- либо принудительные работы на срок до трех лет;

- либо лишение свободы на тот же срок (три года).

Более суровое наказание предусмотрено для лиц, совершивших такое преступление с использованием служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору. Штраф может быть наложен в сумме от 300 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет. А может быть заменен обязательными работами на срок от 180 до 240 часов либо лишением свободы на срок до пяти лет. Такие меры ответственности предусмотрены новой статьей 173.1, дополнительно введенной в Уголовный кодекс РФ. Кроме того, продолжает действовать статья 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В ней установлено, что представление в орган госрегистрации юридических лиц документов с заведомо ложными сведениями, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет административный штраф в размере 5000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет.

Ответственность установлена не только за образование юрлица, но и отдельно за незаконное использование документов для его создания. Причем как за представление, так и за приобретение документов. Представление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом, наказываются:

- штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года; либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов; либо исправительными работами на срок до двух лет.

Приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, для тех же целей наказываются:

- штрафом в размере от 300 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет; либо принудительными работами на срок до трех лет; либо лишением свободы на тот же срок. Эти меры ответственности определены в другой новой статье (173.2) Уголовного кодекса РФ

Учитывая последствия и вектор развития сотрудничества с фирмами-однодневками рекомендуем своим клиентам более тщательно подходить к налоговой оптимизации, использовать законные методы. Более тщательно выбирать поставщиков, ну и конечно запасаться доказательной базой (на всякий случай).

Октябрь 2013г.

И.В. Маринина